В обещанный в январе Петром Порошенко украинцам безвизовый въезд в Европу, по-моему, никто не верил с первого дня. Так и случилось: президент Европейского cовета Дональд Туск и президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер обошли самую важную для местного населения тему стороной.
Когда Украина рассказывала о предстоящем саммите, то озвучивались четыре темы:
• безвизовый въезд;
• ввод европейских миротворцев в зону конфликта;
• начало работы зоны свободной торговли (ЗСТ) с 1 января 2016 года;
• обсуждение хода выполнения минских соглашений.
Этот незамысловатый рейтинг, тем не менее, довольно ясно расставляет приоритеты. Киеву позарез нужна поддержка внутри страны (безвизовый въезд) и за рубежом (миротворцы) в его борьбе с Россией. Евросоюзу нужна зона свободной торговли, чтобы беспошлинно сбывать свои товары. Также его интересует, горит ли желанием Украина прекратить войну на Донбассе. Чтобы, опять же, без дополнительных проблем сбывать свои товары.
Первые две темы Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер обсуждать не захотели категорически. Поэтому Петру Порошенко не оставалось ничего другого, как представить подтверждение сторонами даты начала работы ЗСТ именно первого января следующего года как свою победу. Причем, вопреки пожеланию России. А значит, это, конечно, двойная победа. Можно сказать, чистая.
Об обсуждении хода выполнения минских соглашений говорилось после саммита лишь вскользь (хотя на самом саммите им, не сомневаюсь, было посвящено много времени). Ну, если не считать стандартных упреков России в их срыве. Это уже для внутреннего употребления.
Если же называть вещи своими именами, то никаких «сильных сигналов», на которые рассчитывал украинский президент, от Евросоюза он не получил. Более того, если Украина строит высокий забор на востоке, то на ее западных границах возводит еще более высокий забор уже ЕС. По сути, 1 января 2016-го Украина окажется за колючей проволокой с обеих сторон. Громадянам предстоит выживать не на вольных просторах Старого Света, а по месту жительства.
При этом собственное производство, способное занять население и обеспечить ему прожиточный минимум, катастрофически падает — только в первом квартале ВВП страны снизился на 15 процентов. «Снижение экономической активности в марте оставалось на уровне предыдущих месяцев из-за сокращения потребительского спроса в условиях высокой инфляции и соответствующего ускорения темпов падения оптовой и розничной торговли», — отметил НБУ в своем обзоре.
Нельзя сказать, что меня перспектива самоубийства Украины радует так же, как и самих украинцев. От сокращения торговли между нашими странами страдает и Россия. Тем не менее, к новому году между Россией и Украиной будет сооружен такой надежный забор, что мышь не проскочит. Причем, на этот раз — нами. Ибо нам беспошлинные европейские товары, которые будут пытаться транзитом просочиться из незалэжной, на рынке не нужны.
Понаблюдаем со стороны, как небратья переходят на евростандарты, евроеду и европорядки, но без евроденег. Поучительное зрелище ожидает всех нас, скажу я вам. Не хуже Евромайдана.