С Таможенным союзом России, Казахстана и Белоруссии планируют сблизиться Индия, Чили, Италия. Единое экономическое пространство России, Казахстана и Белоруссии остаётся наиболее стабильным в мире. К тому же заинтересованным, с одной стороны, в капиталовложениях и новых технологиях, а с другой – в свободном доступе своих инвестиций и товаров на внешние рынки. Потенциальных партнёров Таможенного союза привлекает то, что его экономическая политика абсолютно независима от Европейского центробанка и Федеральной резервной системы США. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в равноправном сотрудничестве со всеми, кому это выгодно.
Скажем, ещё в конце 2010 года была создана Бельгийско-Люксембургская Торговая Палата для России и Белоруссии (как рабочий орган Таможенно-экономического союза Бельгии и Люксембурга (БЛЭСа). Весной 2011-го её председатель Ван Ряйкефорсель заявил, что «в БЛЭС заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с Таможенным союзом». И за два последних года прямые инвестиции Бельгии с Люксембургом в индустриальные и инфраструктурные объекты России и Белоруссии увеличились почти на треть, а встречный поток промышленного (несырьевого!) экспорта прибавил 15 процентов.
Заметим в этой связи, что попытки ЕС «размыть» бельгийско-люксембургский блок внутри еврозоны оказались тщетными. Созданный ещё в начале 1920-х годов, он не только сохраняется, но и проводит независимую внешнеэкономическую политику. На недавнем совещании Бельгийско-Люксембургской Торговой Палаты для России и Белоруссии в Брюсселе отмечалось, что экономическое партнёрство между нашими блоками будет ещё более многогранным и тесным.
Пока в ЕС пытаются нащупать пути выхода из кризиса, об интересе к ЕЭП недвусмысленно заявила Италия. Рим просит «включить» в Таможенный союз запущенный в прошлом году крупнейший итало-сербский машиностроительный завод в Крагуеваце. Предприятие производит свыше 200 тысяч автомобилей (модели Fiat 500L) и рассчитывает поставлять их, в том числе, в страны ТС. Между Таможенным союзом и Сербией установлена зона свободной торговли, которая, впрочем, не распространяется на продукцию, произведённую совместно с третьими странами. Тем не менее, источники свидетельствуют, что к предложению с Апеннинского полуострова благосклонно отнёсся Владимир Путин.
«Рынок России для нас особенно перспективен, ведь у вас растёт спрос на компактные и удобные в эксплуатации авто, – пояснил корреспонденту «Файла-РФ» министр торговли и финансов Сербии Младжан Динкич. – На первых порах мы готовы экспортировать в Россию 20–25 тысяч машин в год. Как показали наши консультации с президентом Владимиром Путиным, эти поставки могут быть включены в режим свободной торговли. В дальнейшем планируется развернуть производство новых моделей на территории Таможенного союза».
Если быть точным, то Рим и Белград предлагают как временное решение введение квот на беспошлинный ввоз выпущенных в Сербии «фиатов». А в ближайшие месяцы должны быть решены вопросы создания производства этих автомобилей в регионе Таможенного союза.
Интересно, что схожие проекты – советско-югославско-итальянские – прорабатывались в начале 1970-х. Младжан Динкич о них помнит. «Были предложения развивать экспорт итальянских авто и комплектующих в вашу страну с югославских заводов, – уточнил министр в ответ на вопрос «Файла-РФ». – Или создать в СФРЮ совместное производство с последующим выходом на советский рынок. Как видите, сегодня те планы оказались востребованы».
Отметим, что интерес к Таможенному союзу растёт не только в Европе. На начавшихся в конце марта этого года переговорах с Вьетнамом, свидетельствует замминистра иностранных дел Белоруссии Александр Гурьянов, «ТС хочет отработать формулу соглашений о зоне свободной торговли и с другими странами Юго-Восточной Азии». Кроме того, в структурах Таможенного союза изучаются возможности введения аналогичных режимов с Индией, Монголией, Чили.
Проекты зон свободной торговли с ТС предлагают также Македония, Алжир, Египет и Сирия, а в последнее время – и страны Центральной Америки [http://file-rf.ru/context/2497]. По оценкам ТПП РФ, беспошлинный товарообмен с упомянутыми странами может ежегодно приносить Таможенному союзу не менее 20 миллиардов долларов экономического эффекта только от перехода на взаиморасчёты в национальных валютах. Эту цифру подтверждают в региональных комиссиях ООН.
Таможенный союз становится основой формирования принципиально новой торговой и общеэкономической системы, признают независимые эксперты из разных стран.
Алексей Балиев Источник