На Украине продолжается политический кризис. Оппозиция блокирует парламент: сейчас идут переговоры о принятии законопроекта о персональном голосовании в Раде. Если блок не будет снят в течение 30 дней после начала сессии, президент имеет право распустить парламент. В «Партии регионов» утверждают, что к перевыборам готовы.
Суть спорного законопроекта заключается в том, что голосовать депутаты должны поименно, с отмечанием предварительно в списке, а также оглашением фамилий отсутствующих народных избранников. Мало того, у отсутствующих без уважительной причины должен производиться вычет из заработной платы.
Причиной для появления такого законопроекта стала повсеместная практика голосования карточками депутатов, отсутствующих на заседании. В таком случае, фракция, имеющая большинство, лишает оппозицию права влиять на законотворчество, по сути дела, сводя парламентскую деятельность к нажиманию кнопок по команде Януковича.
Политический кризис очень не ко времени на Украине, где довольно сложная социально-экономическая ситуация. Фактически страна живет на кредиты МВФ: очередной кредит ожидается этой весной, а пока МВФ настоятельно просит правительство Украины отказаться от дотирования затрат на отопление и газоснабжение для населения. Возможно, с этим связаны переговоры Украины и Туркмении, новостями о которых пестрят украинские газеты. Якобы, Украина покупает теперь газ у Туркмении напрямую, минуя Россию, по стоимости $280 за тыс. куб. м. Насколько эта информация соответствует действительности, пока неясно, как неясен и объем закупки.
В любом случае, совсем без участия России не обойтись: газопровод все-таки российский.
С наполнением бюджета на Украине пока очень сложно. Вроде бы страна пытается перейти на усиленное использование ВПК, однако его эффективность довольна низкая: кадры постепенно выбывают, средства производства устарели, а требования к энергоэффективности сейчас совсем иные, чем даже 25 лет назад в СССР, где весь газ был народным. Да и инноваций украинский ВПК не в состоянии предложить – предполагается продажа все того же советского наследия.
Масштабных инвестиций Евросоюз Украине не предлагает, но все время предостерегает от вступления в Таможенный союз. Киев же продолжает эксплуатировать евроинтеграционную модель, на самом деле все больше загоняя себя в угол: экономика в стране падает, население беднеет, но амбиции продолжают наличествовать.
Политический кризис только усугубляет все эти процессы, потому что правительство Януковича не может принять законы о росте тарифов ЖКХ, на которых настаивает МВФ, пока заблокирована Рада. От этого провисает возможность получения очередного транша от кредитной организации.
Кроме того, Евросоюз продолжает настаивать на амнистии «политических заключенных», к коим причислены Юлия Тимошенко и экс-министр внутренних дел Юрий Луценко. Однако вряд ли Виктор Янукович сумеет выполнить это требование без потери лица. Тем более, когда в этой истории замешаны личные мотивы, хотя разоблачения афер были поданы как сенсация.
Глядя на ситуацию на Украине со стороны, сложно понять, каков итог той бурной политической драмы и социально-экономической трагедии. Пока что очевидно, что Украина не справляется с незалежным существованием: экономика страны в очень плохом состоянии, а долговые обязательства столь велики, что вынужденное тратить небольшие доходы на выплаты по процентам правительство Украины просто не обладает сколько-нибудь значительными средствами для инвестиций. Зарубежные же инвесторы из еврозоны не слишком торопятся, в том числе из-за нестабильной политической обстановки. Инвестор банально выжидает обвала и, соответственно, радикального удешевления активов. Российские же инвесторы не готовы работать с Украиной – несколько неприглядных провалов по совместных проектам отпугнули капиталистов.
Кроме того, нежелание Киева сотрудничать с Россией в рамках Таможенного союза также лишает российских инвесторов уверенности в том, что Москва вступится за российские бизнес-интересы. А инвестировать в Украину на свой страх и риск уже дураков нет: слишком дорого для благотворительности, слишком неопределенно для бизнеса.
Фактически, Украина – банкрот. Моральный, финансовый и …мировоззренческий. Но поддержание жизни в этом мертвом теле слишком выгодно региональным и мировым державам, чтобы оставить его разлагаться под грузом долгов. Так что мы еще станем свидетелями взлетов и падений этого государственного образования. Людей жалко.
Мария СоловьеваИсточник