«Разумеется, ни Бундесбанку, ни любому другому центробанку не нужно знать, что…»
На протяжении последних нескольких лет немецкий народ по ряду уважительных причин выражал всё более нарастающее желание того, чтобы их центробанк провёл комиссию, проверку, сверку или любой другой анализ официальных запасов немецкого золота, объём которого по величине уступает лишь запасам золота США. Нам приходится полагаться на слова официальных лиц, потому что никто из обычных людей или даже выборных представителей не может получить доступ к обзору золота. Проблема усугубляется тем, что бо̀льшая часть немецкого золота хранится за границами страны – в основном, в хранилищах ФРС Нью-Йорка и в Банке Англии – двух исторических центрах банковской деятельности в послевоенном мире.
Тема немецкого золота начала всплывать после раскрытия факта того, что в 2000 году, в начале процесса создания еврозоны, Бундесбанк тайно изъял две трети своего золота (940 тонн), оставив в Банке Англии лишь 500 тонн. Самым странным в этом событии было то, что хотя Бундесбанк имело полное право делать это совершенно открыто, т.е. репатриировать любые объёмы для собственных нужд, в конце концов, немецкий центробанк подотчётен лишь собственному народу, тем не менее, делал он это в глубокой тайне.
В архивах Банка Англии (БА) мы откопали внутреннюю записку под кодовым именем C43/323, датированную 31 мая 1968 года, и написанную неким Робесоном некому Рою Бриджу из БА, главному кассиру банка, а также конечному получателю Чарльзу Кумбсу, который в то время был управляющим открытого рыночного счёта ФРС, и ответственным за операции Федрезерва на золотом и валютном рынках.
Этот документ без всякой тени сомнения излагает то, что Банк Англии и ФРС по существу вступили в сговор по снабжению Бундесбанка золотыми слитками, которые по качеству были существенно ниже должного уровня как минимум один раз за время существования полузолотого стандарта бреттонвудских соглашений (упразднённых Никсоном в августе 1971 года).
Полная записка Банка Англии Федеральному резерву от 1968 года:
Г-н Бридж,
Главный кассир
Американская пробирная палата золотых слитков*
(*Правительственное учреждение, официально удостоверяющее содержание золота и серебра в изделиях путём соответствующей маркировки)
1. Время от времени нам приходится обращать внимание американцев на низкие стандарты очистки золотых слитков Пробирной палатой США. Кроме того, в 1961 году мы передали им комментарии от Джонсона Мэтью о том, что спектрографическая экспертиза не поддерживает заявленную пробу на одном из слитков, который они протестировали, и что наличие примесей железа в слитке привело к тому, что некоторые его части оставались на боках слитка после отливки.
2. Недавно Джонсон Мэтью отправил на счёт немецкого Бундесбанка 172 слитка Американской пробирной палаты плохого качества в виде слитков надлежащего качества. Эти слитки явили собой часть недавней отгрузки Федрезервом для предоставления в Лондоне в счёт уплаты замещений Бундесбанку. После переплавки потери в чистых унциях оказались в 4 раза выше, чем общепринятые при обработке золота потери в весе (стандарт – 10% при обработке; прим.). На просьбу это прокомментировать, Джонсон Мэтью устно заявил, что:
(a) смешение «переплавочных» слитков разных проб в одном котле может приводить к результату, который может быть фактором больших потерь в чистом весе, но они не думали, что они будут существенными;
(b) переменная в .0001 пробы у разных пробщиков является чрезвычайно распространённым феноменом;
(c) на протяжении долгих лет у них имеется долгая история неудовлетворительных проб от американцев
3. Нельзя, однако, сказать, что виною всему американская проба, потому что Джонсон Мэтью не проводил тесты на пробу ни на одном из отдельно взятых слитков, прежде чем поместить их в один котёл.
4. Федеральный резервный банк проинформировал Бундесбанк о том, что корректировки различий в весе и аффинаж казначейством США будут возмещены.
5. 5. Разумеется, мнение аффинажёра ни Бундесбанку, ни любому другому центробанку, держащему американские слитки, предоставлено быть не должно. Особенности хода переплавки и его результаты будут предоставлены Бундесбанку: до сих пор он не давал никаких комментариев.
6. Мы должны обратить внимание Федерального резерва на несоответствие этого (и всех последующих подобных) результата, и просто добавим, что аффинажёры не делали никаких официальных комментариев, однако указали, что, хотя очень небольшие различия в пробах и не являются чем-то необычным, их опыт с пробами слитков Пробирной палаты США не является удовлетворительным.
7. Мы держим в Лондоне 3909 слитков Пробирной палаты США. После того, как Лондонский золотой рынок в 1954-м был снова открыт, мы проинспектировали пробные слитки определённых пробщиков, чтобы убедиться, что довоенные стандарты продолжают сохраняться. Приготовления и меры относительно испытуемого образца слитка Пробирной палаты США пока принимать рано, но если текущее недовольство аффинажёров материализуется в официальную жалобу, нам, определённо, надо будет это сделать. В данное время я рекомендовал бы не предпринимать никаких действий.
31 мая 1968
P.W.R.R.
Подведем итог: Банк Англии обнаруживает несоответствие в слитках золота Пробирной палаты США, уведомляет ФРС о том, что у отгруженных ими золотых слитков наблюдаются существенные проблемы с качеством, но, и это самое главное, мы будем хранить это в тайне, потому что Бундесбанк золото принял. Это только один задокументированный случай анализа: можно только догадываться, как качество сотен тысяч золотых слитков, находящихся в официальном обращении, постепенно ухудшалось на протяжении десятков лет Бреттон-вудских соглашений. Также можно только догадываться о том, что происходило со всеми этими «доброкачественными» слитками, находящимися на хранении в ФРС Нью-Йорка. Именно догадываться, потому что нет способа узнать, сколько собственно золота содержится в этих слитках, и сколько несоответствий «доброму качеству» в переданных другим «не центровым» центробанкам было обнаружено аффинажёрами. И конечно же, без дальнейших доказательств, всё вышесказанное является лишь предположением.
Что касается оставшихся значимых фактов: у США в марте 1968-го закончилось золото для «доброкачественных отгрузок», и остались лишь монетные слитки. Вот почему они закрыли золотой пул, и перешли на 2-уровневую ценовую систему. Бундесбанк пошёл на покрытие некоторых золотых долгов Федрезерва в рамках золотого пула. Впоследствии США провели несколько сделок с Банком Канады, чтобы получить некоторое значительное количество золота для выплат Бундесбанку, которое отгружалось через Англию с марта по июнь 1968 года. Можно, опять же, лишь строить догадки о качестве этого золота.
В свете вышеизложенных фактов и доказательств можно понять, почему Бундесбанк делает все от него зависящее, чтобы избежать заострения внимания в отношении чистоты его золотых запасов: последнее, чего хотели бы в немецком центробанке, так этого того, чтобы кто-нибудь начал копаться в находящихся в общем доступе архивах, сложил два и два, и сообразил, что для потери немецкой кредитоспособности не обязательно должно иметь место одного огромное «перезакладывание»: всё что нужно для получения того же конечного результата, это тысячи «микроразбавлений» на протяжении десятилетий.
Мы с нетерпением ожидаем следующего раунда самообороны со стороны Бундесбанка. Можно только надеяться, что они не станут упоминать Восточногерманского террориста Саймона Грубера* или Голдфингера**, поскольку это нанесёт ещё больший вред остаткам авторитета Бундесбанка, который он ещё может сохранять в отношении этого, или любого другого вопроса.
* Персонаж боевика «Крепкий орешек III», укравший золотой запас ФРС Нью-Йорка; прим.
** Преступник, намеревавшийся уничтожить золотой запас США в одноимённом фильме из серии фильмов о Джеймсе Бонде;