Бредихин Антон Викторович, Молодежный директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Администрации Ростовской области, ПолитологПространство бывшего СССР, хотя и прошло 20 лет с момента его распада, продолжает сохранять значимые экономические связи. Молодые государства, ранее представлявшие собой часть единой экономической системы, получили в 1991 году право самоопределения и выбора тех экономических приоритетов, на которые они могут ориентироваться. Тогда же многие политические лидеры избрали путь отдаления своих стран от России и стремления к евроинтеграции. Войти в состав ЕС удалось немногим. Среди т.н. «везунчиков» оказались лишь страны Прибалтики, которые были всегда в качестве «анклава» внутри СССР, но и Европейский дом принял их весьма с неохотой – уровень жизни в этих государствах оказался ниже европейского, само вхождение их в состав ЕС отразилось крайне негативно на национальных экономиках.
В составе «второго эшелона» на пути в ЕС оказались государства, в которых прошли «бархатные революции» - Грузия и Украина. Грузинское руководство позиционирует себя в качестве сателлита США, но и это не позволяет ей войти в состав ЕС – военные конфликты с Абхазией и Южной Осетией, «пятидневная война» с Россией, экономические показатели страны и многие другие причины закрывают перед ней двери в ЕС.
Вопрос об экономических и политических ориентирах Украины носит иной характер. Если после «оранжевой революции» 2004 года в стране к власти пришло руководство, которое поставило своей задачей вхождение в состав ЕС и проамериканский вектор развития, то уже в 2010 году новое руководство заявляло об отказе от вхождения в состав Евросоюза и на сближение с Россией. Здесь же стоит заметить, что «политические тяжеловесы» ЕС – Германия и Франция не видят в ближайшей перспективе вхождение Украины в состав европейской семьи.
Но, в политике все весьма непостоянно. Уже во время своих первых визитов в страны Европы, Президент Украины Виктор Федорович Янукович в своих заявлениях начал подчеркивать евроориентированность РУ и желание ее вступить в состав ЕС. Начал он тогда выражать желание о подписании с Европейским Союзом соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли. "Очень важно, чтобы в новом Соглашении об ассоциации была отражена перспектива Украины относительно членства в Евросоюзе. Эта позиция крайне необходима украинскому народу, который имеет такую цель и стремится делать все, чтобы занять полноправное место в общей европейской большой семье"[1], — подчеркивал он в своем выступлении в Берлине 30 августа 2010 года.
Ну что ж, этого вполне и следовало ожидать – правительства меняются, а договоры остаются. Однако Виктор Федорович, изначально начал отходить от интересов электората, избравшего его. Население востока и юга Украины имеют пророссийский характер и большинство из них настроено на расширение контактов с Россией, а не на вступление в ЕС. И здесь следует рассмотреть региональный уровень и взгляд из региона на вопросы взаимоотношений Украины и ее соседей.
Для Европейского Союза стала нормой регионализация этого наднационального объединения, в результате действия которой приграничные регионы стран-участниц ЕС образуют свои объединения – еврорегионы. Подобные же образования имеет и Украина, создав их как с регионами стран, входящих в Евросоюз, так и с Россией и Белоруссией. Одной из наиболее востребованных функций еврорегионов является функция экономическая, когда, в идеальной модели, экономики субъектов еврорегиона сливаются в единое целое и граница между государствами уже не является преградой для потока товаров из одной части еврорегиона в другую. Идет и создание ряда общих экономических проектов, предприятий. Здесь Украина оказывается в достаточно интересном положении: при желании стать страной-участницей ЕС ей был образован целый ряд еврорегионов вдоль западной границы: «Карпаты», «Днестр», «Буг», «Верхний Прут», «Нижний Дунай», которые активно поддерживались Президентами Кучмой и Ющенко, они же рассматривались и в качестве «мостиков» между ЕС и Украиной. Но возникает и обратная сторона медали: различный уровень экономического развития стран-участниц еврорегиона не мог не отразиться на его работе. Украина не является членом ЕС, а по макроэкономическим показателям стала с момента начала мирового финансового кризиса еще дальше от Евросоюза. В результате чего граница между регионами-участниками еврорегионов стала лишь глубже, а о создании единого экономического пространства не может идти и речи. Янукович и его правительство, так же как и предыдущие руководители страны пытается обойти эту преграду, но региональный уровень уже показал провал этой идеи.
Невозможность построения единого экономического пространства, даже на региональном уровне с Евросоюзом, говорит о том, что Украина не может получить экономических выгод от пробрюссельской политики и создания конфликтных ситуаций с Россией.
Здесь стоит вспомнить, что в начале своего прихода к власти Виктор Федорович Янукович активизировал работу еврорегионов в Восточном направлении: «Днепра», «Ярославны», «Слобожанщины». Уже при нем был создан ранее «замороженный» еврорегион «Донбасс» и выдвинута инициатива создания еврорегиона «Азов». Все эти еврорегионы объединяет одно – в них совместно с украинскими территориями принимают участие административно-территориальные образования Российской Федерации.
Рассмотрев опыт их функционирования, следует отметить целый ряд положительных моментов. Одним из наиболее успешных из них является формирование зон свободной торговли в рамках еврорегиона – это реальное экономическое преимущество их над еврорегионами, формируемыми Украиной со странами ЕС. Идет создание добровольных кластерных объединений, реализация пилотных инвестиционных проектов. Есть и ряд плюсов для населения еврорегионов: во многих из них предлагается отмена миграционных карт и регистрации при пересечении границы. Стоить отметить, что и на западном направлении де-юре все идет к этому: Украина уже сделала шаг к ЕС, отменив для его населения визы, ЕС тоже обещает отмену виз. Но! Отмена виз для граждан Украины обещана к лету 2012 года, однако для этого нужно одобрение не только Верховной Рады Украины и Европарламента, но и национальных парламентов стран-участниц ЕС. В данной ситуации следует вспомнить, что принятие Конституции ЕС этими же национальными парламентами и народными референдумами тянулось весьма и весьма продолжительное время, и в результате так она и не была принята, а лишь заменена Лиссабонскими соглашениями. На чем и возникает вопрос: если страны-участницы ЕС не смогли принять базового для ЕС документа, то смогут ли они в короткие сроки (а до 2012 года осталось совсем чуть-чуть) принять постановление об отмене виз для граждан Украины?
Возвращаясь к региональному экономическому аспекту, мы можем увидеть довольно благоприятные тенденции для Украины в еврорегионах, образованных с участием России и довольно жесткие ограничения и преграды на пути создания единого экономического пространства в рамках еврорегиона со странами-участницами ЕС. Однако, руководство Украины, идя по пути евроинтеграции, старается не замечать данного положения дел и отдает свое предпочтение Зоне Свободной Торговли с ЕС, нежели Таможенному Союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Янукович рассматривает ЗСТ в качестве еще одного «мостика» на пути Украины в ЕС, но, подобные «мостики» в большинстве случаев, не выполняют возложенных на них надежд – пример с еврорегионами вдоль западной украинской границы есть тому пример. В сложившейся ситуации следует прислушаться и к мнению экономистов. Как ранее отмечали эксперты, ЕС стремится создать ЗСТ с Украиной, чтобы открыть для своих товаров рынок этой страны. С другой стороны, для Украины Европа не собирается открывать свой рынок..[2] К числу негативных последствий для Украины эксперты относят и потерю рынка ТС для украинских производителей металла и мясо-молочной продукции. Особенно мрачную картину рисуют они в сфере энергетики. Эксперты прямо признают, что в случае роста цен на нефть и газ перед властью Украины встанет вопрос о сохранении «самодостаточности» топливно-энергетического комплекса, что является важным аспектом социальной стабильности на Украине [3].
В сложившейся ситуации Виктор Федорович предложил формулу «3+1» при которой Украина будет участвовать в некоторых проектах Таможенного Союза, но при этом не являться его членом. Таким образом, он стремится привести страну и в ЗСТ и сделать Украину партнером ТС. Но на двух стульях усидеть нельзя. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу назвал невозможным одновременное вступление Украины в Таможенный союз и создание зоны свободной торговли с ЕС. Вот и обеспокоилась не только Россия подобным поведением Украины, но и ЕС.
Сейчас же можно наблюдать, что отношения между Россией и Украиной ежедневно ухудшаются, но это происходит лишь на государственном уровне. Регионы в данном плане наоборот идут по пути сближения. Ростов-на-Дону и Луганск – административные центры, входящие в состав еврорегиона «Донбасс», подписали соглашение об установлении партнерских отношений, которое призвано развивать экономические связи, создавать благоприятные условия для установления рыночных отношений между хозяйствующими субъектами двух городов, углублять культурные и научные связи. Вот так! Пока руководство Украины все больше склоняется в сторону ЗСТ, ее регионы не прочь стать частью единого Таможенного Союза, а после и Евразийского Союза.
Примечания1. Янукович – Меркель: Пропишите хотя бы перспективу членства Украины в ЕС – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/ukraina/2010/08/30/766909.html
2. ЕС отменит для Украины визы в обмен на свободную торговлю – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/06/22/861628.html
3. Письмо Путину: Месть Киеву обернется катастрофой – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/46515/